В ГККП «Государственный театр танца «Наз» акимата города Астаны (далее — Театр) 29 февраля 2024 года, провели лекцию на тему «Антикоррупционная комплаенс служба». В мероприятии приняли участие сотрудники Театра и сотрудники библиотеки №3 Централизованной библиотечной системы. Мероприятие провел комплаенс-менеджер театра Тапен Мади Олжасулы.
В начале лекции были даны общие определение слова комплаенс. Комплаенс переводится от англ. compliance — соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать.
Была озвучена краткая история становления комплаенса. Основным толчком к формированию комплаенса стали коррупционные скандалы 1960–70-х гг. В результате этих инцидентов в 1977 году был принят Закон США «О борьбе с практикой коррупции за рубежом» (FCPA — Foreign Corrupt Practices Act), который утвердил строгие правила контроля, закрепил требования к бухгалтерской и финансовой документации, определил правила взаимодействия с госслужащими.
Дальнейшие скандалы 1980-х гг., связанные с коррупционными нарушениями, нацелили развитие системы комплаенс не только на соответствие законодательным требованиям, но и на соблюдение этических принципов ведения бизнеса.
В рамках общемировой практики комплаенс служба была нацелена в большей степени на учреждения финансового сектора и занималась урегулированием внутренних документов с внешними регулирующими документами.
В Республике Казахстана Антикоррупционная комплаенс служба действует на основании закона «О противодействии коррупции». Дополнительно комплаенс служба в субъектах квазигосударственного сектора действует на основе «Типового положения об антикоррупционных комплаенс-службах в субъектах квазигосударственного сектора» от 31 марта 2023 года. Антикоррупционная комплаенс служба в первую очередь преследует цели по минимизации коррупционных рисков всубъектовквазигосударственного сектора.
В рамках лекции были разъяснены особенности комплаенс службы в квазигосударственном секторе. Отмечена публичная часть комплаенс службы. На данный момент у граждан имеется возможность обратиться в комплаенс службу при выявлении коррупционных рисков в субъектах квазигосударственного сектора. При выявлении фактов коррупции следует обращаться в Антикоррупционную службу Казахстана.
Отмечено, что при проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в субъектах квазигосударственного сектора, у граждан имеется возможность участия в публичном обсуждении и внесении предложений или замечаний.
У граждан имеется возможность ознакомиться с внутренними документами, регулирующие антикоррупционную политику на сайтах субъектов квазигосударственного сектора.