27 января 2023 года в ГККП «государственный театр танца» Наз» была проведена лекция на тему «Проблемы в терминологии и целях, в рамках борьбы с коррупцией». Лекция проводилась совместно с библиотекой №3 Централизованной библиотечной системы. В мероприятии приняли участие сотрудники театра и библиотеки. Лекцию провел юрист театра Тапен Мади Олжасович.
В начале лекции было отмечено, что причиной данной лекции стали особенности нашего законодательства и общемировые тенденции в сфере противодействия коррупции. Таким образом, в законе О противодействии коррупции были зачитаны положения:
— цели и задачи противодействия коррупции;
— система мер противодействия коррупции;
— антикоррупционные стандарты;
— меры финансового контроля.
В дальнейшем одним из регулирующих документов являются типовые правила проведения внутреннего анализа коррупционных рисков и методология проведения анализа коррупционных рисков.
Они делают упор на коррупционные риски, а также на цели, которые предусматриваются в рамках поиска этих рисков. Несмотря на то, что существуют регламенты по регулированию коррупционных рисков, а также общие методические рекомендации, этот термин носит расплывчатый характер. Если мы сосредоточимся на большинстве работ в этом направлении, они будут сосредоточены на проблематике и будут отвлекать от понимания многих граждан. Борьба с коррупцией также должна быть приоритетной в качестве улучшения жизни, а также работы определенного органа или организации.
В качестве размышления и для понимания рассмотрим пример: если заработная плата работников организации в 2 раза меньше средней заработной платы в стране или находится на аналогичных должностях и с той же нагрузкой, в отличие от частных фирм, которые не несут такой нагрузки, то помимо снижения престижа государства, это также приводит к снижение приоритета борьбы с коррупцией. Но в зависимости от специфики и целей терминологии этот острый вопрос остается вне обзора коррупционных рисков.
Примером может служить международный доклад Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) «руководство по борьбе с коррупцией». В некоторых предложениях представлены рекомендации по «ежегодной оценке заработной платы с учетом роста стоимости жизни, заработной платы, сопоставимой с аналогичной должностью в частном секторе» для государства. Но если рассматривать всю работу ОБСЕ, то не учитывается и функциональность органа, способного внести все необходимые изменения. Опять теряется курс на борьбу с коррупцией.
Чтобы объяснить это, рассмотрим пример, на котором организация ввела все предложенные ограничения, и в будущем бюрократический аппарат, связанный с регулированием всего, начнет расти, тем самым снижая эффективность работы организации в ее основном направлении, и будет стремиться закрыть ее в рамках оптимизации бюджетных расходов в будущем. В его рамках частные организации начинают демонстрировать свою эффективность, поскольку на них не накладывается много ограничений. В результате можно сознательно или неосознанно ликвидировать определенную организацию из-за стремления снизить коррупционные риски.
Конечно, это не означает, что руководство не должно преследовать цели по снижению рисков, но снижение рисков должно сопровождаться хорошей информированностью или внедрением передовых стандартов, которые приносят пользу этому предприятию и не снижают его эффективность. Эти инструменты должны быть доступны в рамках программы и должны быть бесплатными, поскольку финансовый интерес частных фирм к предоставлению инноваций может подтолкнуть их интересы к лоббированию, тем самым снижая риски.
Как видно из терминологии «коррупционные риски», мы имеем возможность влиять на вектор развития антикоррупционной политики. Следовательно, незавершенность терминологии и концепции, а также размытость понятий и целей в рамках борьбы с коррупцией могут впоследствии стать угрозой. Это и есть коррупционный риск.
Провел совещание: Тапен М. О.